Эпидавр

Эпидавр - действующий театр, в июле и начале августа здесь дают спектакли, например, «Орестею» Эсхила в постановке национального драматического театра. Билетов хватает для всех желающих, Эпидавр вмещает 14 тысяч зрителей. Но даже если вы не попали на спектакль, театр сам по себе интересен. Скамьи широкие, сиденье служит еще и подставкой для сандалий соседа сверху. Собственно, «театром» древние греки называли не сооружение целиком, а скамьи для зрителей. Круговая площадка в центре - орхестра, здесь действует хор. В самом центре орхестры обозначено место для алтаря, это отголосок Золотого Века, совсем уже древних времен, когда устраивались празднества в честь Диониса. Именно богу виноделия мы обязаны возникновением театральных жанров. Комедия - веселая частушка на пирушке, трагедия - стоны перед принесением в жертву козленка, дифирамбы -торжественные хоровые песнопения.

Что древние греки брали с собой в театр? Еду, так как представление длилось целый день, подстилку, так как сидеть на каменной скамье холодно и, конечно же, несколько камней. Если представление не нравилось, актеров закидывали камнями и гнали прочь. Но иногда вмешивались и представители власти. Так некий поэт поставил пьесу «Взятие Милета» о разрушении персами греческого города. В середине действия зрители дружно зарыдали, власти прервали представление и оштрафовали автора за «напоминание о несчастье греков».

Непременная принадлежность каждого актера - маска. Маски передавали лишь одно выражение, и если по ходу действия надо было перейти от радости к печали, то актер просто менял маски. Часто отверстию для рта придавалась форма рупора, потому что древние греки очень ценили внятность речи. Места для театров выбирались тщательно. Некий античный ученый писал (выбитое на камне наблюдение хранится в музее Эпидавра): «Мы должны выбрать место, где бы голос мягко падал, а не отбрасывался назад, создавая нечеткое восприятие уху. Некоторые местности по своей природе мешают свободному прохождению звука. Первый произнесенный звук, поднимается высоко, ударяется сверху о горы и, будучи отброшен назад, препятствует поднятию следующего звука». Гиды любят подчеркнуть якобы идеальную акустику Эпидавра. А туристы часто спрашивают: если все так здорово, почему сейчас не строят театров по греческому подобию? Несмотря на большую ученость древних греков, античные театры имели особый недостаток. Действительно, зрителям в любом месте был слышен голос актера. Но вот к самому актеру отраженный звук возвращается многократно усиленный отражениями. Чтобы понять ощущения актера, достаточно встать в центр орхестры и что-нибудь спеть или хлопнуть в ладоши. Звук как из бочки, невозможно работать! Когда все места заняты, монотонное эхо ослабевает, но все равно артисту приходится туго. Провести на сцене целый день могли только физически крепкие мужчины. Впрочем, большинство из актеров были рабами и всегда помнили о вполне вероятной замене актерства на работу в каменоломнях. Сегодня все изменилось. Выступить в Эпидавре - большая честь, а ради славы актеры готовы помучиться несколько вечеров на прославленной сцене. Но не только театром знаменит Эпидавр. Здесь впервые было употреблено понятие «диета», и здесь был самый первый санаторий - храм энкомитирий, в котором больные молились, спали и больше ничего не делали, но каким-то мистическим образом исцелялись. Слово «диэта» в античные времена означало вовсе не отказ от той или иной пищи, а «лечение молитвой». Молились древние греки богу-врачевателю Асклепию, сыну Аполлона.

Самый известный театр Древней Греции - Пелопонесский Эпидавр. Попасть в него можно или из городка Палеа-Эпидаврос, где есть небольшая марина, и уже отсюда на машине проехать примерно 20 км по шоссе.


Эпидавр - действующий театр, в июле и начале августа здесь дают спектакли, например, «Орестею» Эсхила в постановке национального драматического театра. Билетов хватает для всех желающих, Эпидавр вмещает 14 тысяч зрителей. Но даже если вы не попали на спектакль, театр сам по себе интересен. Скамьи широкие, сиденье служит еще и подставкой для сандалий соседа сверху. Собственно, «театром» древние греки называли не сооружение целиком, а скамьи для зрителей. Круговая площадка в центре - орхестра, здесь действует хор. В самом центре орхестры обозначено место для алтаря, это отголосок Золотого Века, совсем уже древних времен, когда устраивались празднества в честь Диониса. Именно богу виноделия мы обязаны возникновением театральных жанров. Комедия - веселая частушка на пирушке, трагедия - стоны перед принесением в жертву козленка, дифирамбы -торжественные хоровые песнопения.

Что древние греки брали с собой в театр? Еду, так как представление длилось целый день, подстилку, так как сидеть на каменной скамье холодно и, конечно же, несколько камней. Если представление не нравилось, актеров закидывали камнями и гнали прочь. Но иногда вмешивались и представители власти. Так некий поэт поставил пьесу «Взятие Милета» о разрушении персами греческого города. В середине действия зрители дружно зарыдали, власти прервали представление и оштрафовали автора за «напоминание о несчастье греков».

Непременная принадлежность каждого актера - маска. Маски передавали лишь одно выражение, и если по ходу действия надо было перейти от радости к печали, то актер просто менял маски. Часто отверстию для рта придавалась форма рупора, потому что древние греки очень ценили внятность речи. Места для театров выбирались тщательно. Некий античный ученый писал (выбитое на камне наблюдение хранится в музее Эпидавра): «Мы должны выбрать место, где бы голос мягко падал, а не отбрасывался назад, создавая нечеткое восприятие уху. Некоторые местности по своей природе мешают свободному прохождению звука. Первый произнесенный звук, поднимается высоко, ударяется сверху о горы и, будучи отброшен назад, препятствует поднятию следующего звука». Гиды любят подчеркнуть якобы идеальную акустику Эпидавра. А туристы часто спрашивают: если все так здорово, почему сейчас не строят театров по греческому подобию? Несмотря на большую ученость древних греков, античные театры имели особый недостаток. Действительно, зрителям в любом месте был слышен голос актера. Но вот к самому актеру отраженный звук возвращается многократно усиленный отражениями. Чтобы понять ощущения актера, достаточно встать в центр орхестры и что-нибудь спеть или хлопнуть в ладоши. Звук как из бочки, невозможно работать! Когда все места заняты, монотонное эхо ослабевает, но все равно артисту приходится туго. Провести на сцене целый день могли только физически крепкие мужчины. Впрочем, большинство из актеров были рабами и всегда помнили о вполне вероятной замене актерства на работу в каменоломнях. Сегодня все изменилось. Выступить в Эпидавре - большая честь, а ради славы актеры готовы помучиться несколько вечеров на прославленной сцене. Но не только театром знаменит Эпидавр. Здесь впервые было употреблено понятие «диета», и здесь был самый первый санаторий - храм энкомитирий, в котором больные молились, спали и больше ничего не делали, но каким-то мистическим образом исцелялись. Слово «диэта» в античные времена означало вовсе не отказ от той или иной пищи, а «лечение молитвой». Молились древние греки богу-врачевателю Асклепию, сыну Аполлона.

Из Палеа-Эпидаврос можно совершить вылазку и в Микены (15 км от порта или 30 км от театра Эпидавр).

Микены

Раскопанный Генрихом Шлиманом (все находки - в Археологическом музее Афин) легендарный город удивляет циклопическими стенами и гробницами, а также непохожестью на развалины остальных древнегреческих городов. Дело в том, что Микены - очень древнее место даже по сравнению с Афинами или Эпидавром. И микенская цивилизация не имеет к древним грекам никакого отношения, и была ими как раз и уничтожена.


Больше всего впечатляют в Микенах подземная гробница царя Атре Львиные ворота и каменная каморка при входе, где содержался сторожевой лев. Да-да, в Древней Греции водилш львы, и Немея, где Геракл убил льва находится не так далеко от Микен. На ночь ворота закрывали, а льва пускали бродить по круговому лабиринту вокруг гробниц. Наверное, это и позволило уберечь сокровища до того времени, пока не явился с лопатой неугомонный Шлиман. И все-таки больше удивляет не перечисленное выше, а то, что Шлиман, раскопав всего-то два процента площади Микен, умудрился обнаружить абсолютно все запрятанные в землю сокровища. С тех пор копают уже больше ста лет, а ни единой золотой бляшки не нашли. Уже больше ста лет ученые злятся на Шлимана, и каждый гид считает своим долгом сообщить, что сокровищница Атрея, хотя и сокровищница, но не Атрея, а гробница Агамемнона хотя и гробница, но другого царя. Впрочем, пока еще ни один ученый не доказал, что персонажи «Илиады» - Агамемнон, его сын Орест, его жена Клитемнестра и ее любовник Эгисф - не были похоронены в раскопанных Шлиманом могилах. Хотя и обратное тоже доказать невозможно.

Из Палеа-Эпидаврос идем мимо прибрежных арголидских деревень к полуострову Метана, где остановимся на марине поселка Васи. Здесь можно осмотретьразвалины крепости, вросшую в землю древнюю церковь Святого Николая Угодника, а также подняться мимо бедной деревеньки к впечатляющему кратеру потухшего вулкана.

 

 

Путешествуйте вместе с нами...