Иркутск

Иркутск - старинный сибирский город. Своё начало город ведёт с острога, заложенного отрядом казака Якова Похабова по заданию енисейского воеводы 6 июля 1661 года. Место на берегу Ангары при впадении в неё реки Иркут оказалось пригодным для земледелия и скотоводства, водный путь обеспечивал сообщение с Енисеем и Байкалом.

В день закладки острога Похабов докладывал: «Тут место самое лучшее, угожее для пашен, и скотинный выпуск, и сенные покосы, и рыбные ловли - все близко; а опроче того места острогу ставить негде: места степные и неугожие».

До Октябрьской революции Иркутск был купеческим городом, долгое время процветавшим на российско-китайской торговле, а позднее на золотопромышленности; местом политической ссылки. С 1803 года являлся центром Сибирского, с 1822 по 1884 год - Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. В пожаре 1879 года был сильно разрушен.

Город отнесён к историческим поселениям России: исторический центр Иркутска внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что интересного?

1. Спасская церковь. 

Спасская церковь – самая старая каменная постройка Восточной Сибири. Она была заложена в 1706 г. Это единственное строение Иркутского острога, сохранившееся до наших дней. В конце 1860 годов к церкви была пристроена колокольня, шпиль которой поднимается на высоту 50 м. В начале XIX в. фасады Спасской церкви были украшены фресками, причем не только внутри, но и снаружи. Спасская церковь – памятник культового зодчества, не имеющий аналогов от Урала до Тихого океана. Монументальное наружное панно на восточном фасаде состоит из трех сюжетов: Крестный ход в воду», изображающий крещение бурятского населения; правая часть композиции изображает обряд причисления к лику святых первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого; в центре – образ крещения Христа.

В 2006 г. храм был возвращен Иркутской епархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Собор Богоявления.

Начало собору во имя Богоявления Господня было положено в 1663 г., когда первые жители Иркутского острога возвели деревянный храм – он сгорел в большом пожаре в 1716 г. Каменный храм был заложен в 1718 г. был главным храмом города до освящения в 1894 г. Казанского кафедрального собора. В орнаменте фасада были использованы около 300 многоцветных поливных изразцов с изображением цветов и сказочных существ из языческих преданий. В декоре собора – смесь древнерусских мотивов и элементов барокко.

Впоследствии стиль назовут «сибирским барокко».

До 1968 г. в его стенах находился цех хлебозавода, общежитие. В конце 1970 годов началось восстановление храма, после чего была развернута экспозиция сибирского искусства областного художественного музея. В 1994 г. собор был возвращен Иркутской епархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Римско -  каталический приход Успения Богородицы.

Построен в 1881 г. На месте современного католического костела до июня 1879 г. стоял костел деревянный, сгоревший в большом иркутском пожаре. Каменное здание возведено на пожертвования всех римско-католических приходов Российской империи. Стиль здания – неоготика, внутренняя отделка костела исполнена по рисункам ссыльного художника и столяра Войцеха Коперского. Католиками в Иркутске были в основном ссыльные поляки. В 1831 и 1863 гг. в Сибирь было сослано свыше 20 тысяч польских политических ссыльных – участников национально-освободительных восстаний на территории бывшей Речи Посполиты. В 1978 году после длительных реставрационных работ в помещении бывшего костела открылся органный зал. По специальному заказу известной фирмой «Вольф Ганг Шуккс» в Германии был изготовлен концертный орган.

4. 130-й квартал.

Квартал у подножия Крестовой горы, на которой возвышается Крестовоздвиженская церковь, начал застраиваться с середины XVIII в. Тогда жилые дома находились за границей города, и квартал развивался по сельскому типу.

На месте, где расположен 130-й квартал, сходились летний и зимний Заморские тракты - торговые и транспортные пути «за море» (Байкал), на Восток.

Застраивался квартал в основном деревянными зданиями. Дома строились не только с учётом творчества местных мастеров, но и с привлечением проектов петербургских архитекторов. Типичные жилые постройки квартала имели фасады в три окна, реже - в пять. К ним пристраивались сени. Одноэтажные дома возводились на подклети - полуподвальном этаже. Во второй половине XIX в. стали строить двухэтажные усадьбы.

Социальный статус владельцев усадеб в 130-м квартале был сравнительно невысок - мещане, крестьяне, отставные военные, мелкие чиновники, попадались даже ссыльные. Зажиточных иркутян можно пересчитать по пальцам.

В 1899 году городской плановой комиссией был составлен проектный план города, которым было предусмотрено строительство новых улиц, расширение и благоустройство старых, упразднение некоторых переулков, образование площадей и скверов на месте снесённых построек. По этому плану исторический квартал предполагалось заменить сквером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Набережная Ангары и памятник Александру III

В честь завершения работ по строительству Транссибирской железной дороги было принято решение о возведении памятника царю в благодарность за принятое им решение о её строительстве. В связи с решением в 1902 году был объявлен всероссийской конкурс. Вскоре одобрение получил проект Роберта Романовича Баха, который был признан лучшим и за что Бах был награждён.

Снесён в 1920 году на основании декрета «О памятниках республики». Восстановлен в 2003 году на средства Восточно-Сибирской железной дороги.

 

6. Знаменский женский монастырь.

Иркутский Знаменский женский монастырь был заложен в 1693 г. на месте впадения реки Ушаковки в Ангару. Петр I придавал строительству этого монастыря особое значение: шла христианизация населения Сибири. До сих пор здесь хранится пожалованное им Евангелие. В 1757 г. в монастыре была заложена каменная церковь. Строительство велось на средства богатого иркутского купца И. Бичевина. Застройка монастырского комплекса растянулась на многие годы и была завершена лишь в 1818 г. возведением на пожертвования купца Чупалова монашеских келий. В советское время монастырь закрыли, действовал лишь храм. С 1994 г. обряд пострига возобновлен.

На сегодня из монастырских строений сохранились лишь церковь, настоятельские кельи, святые ворота и монастырская ограда. Напротив главного входа в обитель не так давно возведено здание, в котором размещены покои Владыки и епархиальное управление. Хозяйственные постройки, разбросанные на территории монастыря, в будущем планируется объединить в двухэтажном здании.

В ноябре 2004 в сквере Знаменского монастыря был установлен памятник адмиралу Александру Колчаку.

С 1990 года в Знаменском женском монастыре находятся мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого правящего епископа в Восточной Сибири. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане получают возможность приложиться к мощам. В особых случаях открывается рука святителя. Люди просят у него исцеления от болезней, помощи в борьбе с недугами.

На территории монастыря находится некрополь. Здесь похоронили многих настоятельниц и монахинь монастыря. Погребена преставившаяся 24 февраля 1744 первая игуменья Акилина. 20 июня 1795 похоронен основатель Российско-Американской компании Григорий Иванович Шелихов. По заказу его супруги Н.А. Шелиховой на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный мастерами Екатеринбурга, эпитафию для памятника сочинил поэт Р. Державин. Здесь похоронена жена декабриста Е.И. Трубецкая (умерла в 1854) с детьми, декабристы Н. Панов, П. Муханов, В. Бечаснов. У монастырских стен нашли свое последнее пристанище члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др.

В марте 2015 года на территории монастыря захоронен Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик.

 

 

Путешествуйте вместе с нами...